С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в
специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной
молитве испросить у Господа упокоения умершего и дарования ему Царства
Небесного. После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали
поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но, главным
образом, нуждающиеся: бедные и неимущие, т. е. поминки - это своего рода
христианская милостыня для собравшихся. Древнехристианские поминальные трапезы
постепенно преобразовались в современные поминки, которые устраиваются в 3-й
день по кончине (день похорон), 9-й, 40-й дни и в другие дни, памятные для
умершего (полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего).
К сожалению, современные поминки мало напоминают православные поминальные
трапезы и больше похожи на языческие тризны, которые устраивали древние славяне
до их просвещения светом христианской веры. В те дремучие времена считалось, что
чем богаче и пышнее проводят умершего, тем веселее он будет жить в мире ином.
Чтобы на самом деле помочь душе, отошедшей ко Господу, нужно достойным образом,
по православному, организовать поминальную трапезу:
1. Перед трапезой кто-либо из близких читает 17 кафизму из Псалтири. Кафизму
читают перед возяокенной лампадкой или свечой.
2. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
3. Первым блюдом отведывают коливо или кутью - сваренные зерна пшеницы с медом
или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме. Зерна
служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и
истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего
воскресения восстать нетленным для будущей жизни. Мед (или изюм) знаменует
духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья
есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших, в воскресении их
и блаженной, через Господа Иисуса Христа, вечной жизни.
4. На поминальном столе не должно быть спиртного. .Обычай употреблять спиртное -
отголосок языческих тризн. Во-первых, православные поминки - это не только (и не
главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум - вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении
загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли
Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев? В-третьих, "питие есть веселие
души" и после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы,
скорбь о почившем уходит из нашего сердца и довольно часто случается так, что к
концу поминок многие забывают, для чего они собрались - поминки заканчиваются
обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, и
иногда даже мирскими песнями. А в это время томящаяся душа усопшего напрасно
ждет молитвенной поддержки от своих близких.
Исключите спиртное из поминального обеда. А вместо расхожей атеистической фразы:
"Пусть земля ему будет пухом", помолитесь кратко: "Упокой, Господи, душу раба
Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и
невольная и даруй ему Царствие Небесное". Молитву эту нужно совершать перед тем
как приступить к очередному блюду.
5. Не нужно убирать со стола вилки - в этом нет никакого смысла. Не нужно и
ставить в честь усопшегостоловый прибор или того хуже - перед портретом ставить
водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.
6. Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.
7. Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не
совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так
называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни
(субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и
Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются
панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста
(самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие
родственники.
8. Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и
на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу - вторник
второй недели после Пасхи, в дни же поминовения полезно читать Пасхальный канон.
9. Заканчивается поминальная трапеза всеобщей благодарственной молитвой
"Благодарим Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...".
10. Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких,
друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно
приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые
близкие родственники.
Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают
на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные
зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно
можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна
пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят
рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и
изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).
Блины
Известно, что блины были ритуальным блюдом еще у языческих славянских
народов. Блин — символ солнца и возрождения Истинно русские блины
пеклись из гречишной муки — это несравнимо более пышные блины, нежели из
пшеничной муки, они имеют приятный кисловатый вкус.
Блины постные
Постные блины готовят без добавления сдобы (масла коровьего, яиц,
сметаны, сахара и т.д.). Для постных блинов потребуется: 4 стакана муки
(гречневой или пшеничной, можно смешать оба вида муки), 4,5 стакана
молока, 20—25 г дрожжей, соль по вкусу. В эмалированную кастрюлю влить
полстакана теплого молока и развести в нем дрожжи, добавить еще полтора
стакана молока. При помешивании всыпать 2 стакана муки. Тесто хорошо
перемешать, накрыть кастрюлю полотенцем и поставить в теплое место.
Когда тесто подойдет (увеличится в объеме в 2—3 раза), добавить в него
остальную муку, молоко, соль, хорошо размешать и вновь поставить в
теплое место. После того как тесто снова подойдет, следует выпекать
блины, осторожно зачерпывая тесто, чтобы оно не опало. Сковороду обычно
прежде смазывают одной чайной ложкой растительного масла.
Блины сдобные
4 стакана муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст. ложка
сахара, 25—30 г дрожжей, 2 ст. ложки сливочного масла, соль по вкусу. В
эмалированную кастрюлю всыпать два стакана муки, влить два стакана
теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи, все хорошо
размешать и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, добавить в
него оставшееся теплое молоко, муку и снова поставить в теплое место.
Когда оно снова подойдет, добавить взбитые яичные желтки, сахар, соль,
растопленное сливочное масло. Хорошо перемешав, добавить взбитые сливки
и яичные белки и снова перемешать. Тесто поставить в теплое место на
15—20 мин. После этого выпекать блины.
Кисель
Ныне варят жидкие сладкие фруктовые кисели, а в старину кисели (кисель —
кислый) готовили из муки — ржаной, овсяной, пшеничной — на опаре и
закваске. Овсяный кисель был густой, его резали ножом, ели ложкой
(вспомните молочные реки с кисельными берегами в русских народных
сказках). Вот почему в поминальном обычае сохранился кисель в таком
виде: с молоком. Овсяную муку можно приготовить самим, перемолов в
кофемолке овсяные хлопья.
Овсяный кисель
2 стакана овсяной муки, 2 столовые ложки меда, 8 стаканов воды, соль по
вкусу. Овсяную муку залить теплой водой и хорошо перемешать, чтобы не
было комков. Дать ей набухнуть в течение 6—8 часов (можно оставить на
ночь). Затем процедить через сито, добавить мед, посолить и варить,
помешивая, до загустения. Горячий кисель разлить в формы, дать ему
застыть и разрезать ножом на порции.
Поминальная трапеза, по преданию, завершалась пирогом, который выносили
из дома на блюде в окружении свечей и раздавали нищим как милостыню на
помин души усопшего.